Электрические виды транспорта все чаще встречаются на улицах крупных городов. Это объясняется тем, что мы живем на пороге новой эры, в которой нет места загрязняющим экологию двигателям внутреннего сгорания. Несмотря на массу неоспоримых преимуществ электромобилей, крупные нефтяные корпорации всячески препятствуют их развитию. Но уже даже они не в силах удержать прогресс. В этой статье мы поговорим о том, насколько распространены электромобили в Беларуси.
- Что такое электромобиль
- Развитие электромобилей в Беларуси
- Производство электромобилей в Беларуси
- Первый электромобиль Беларусии на базе Geely
- Производство электрокаров в Беларуси в 2025 году
- Ввоз электромобиля в РБ и его растаможка
- Стоимость растаможки электромобиля в РБ
- Порядок растаможки электрокара в РБ
- Стоимость электромобилей в Беларуси
- Карта зарядных станций в Беларуси
- Будущее электромобилей в Беларуси
- Подводя итоги
- Первый белорусский электромобиль: Видео
Что такое электромобиль
Для начала давайте разберемся, что же такое электромобиль. Это транспортное средство (автомобиль), которое приводится в движение при помощи электрического двигателя, питающегося от автономного источника электроэнергии. Фактически это самый обычный автомобиль, в котором вместо двигателя внутреннего сгорания используется электрический мотор. Конечно, это лишь поверхностное определение, ведь электромобили имеют ряд уникальных особенностей, присущих исключительно этому виду транспорта.
Развитие электромобилей в Беларуси
Мода на электрические автомобили охватывает европейские страны, однако до Беларуси она еще в полной мере не добралась. Электромобили на дорогах этой страны встречаются крайне редко. Граждане неохотно переходят на экологичный вид транспорта по нескольким причинам:
- Высокая стоимость.
- Отсутствие электрозаправочных станций при условии недостаточного запаса хода современных электрокаров для загородных поездок.
- Негативное воздействие мороза в суровые зимы на батареи и, соответственно, на запас хода.
Это основные факторы, которые сдерживают развитие электромобилей в РБ. При этом история «зеленых» автомобилей в Беларуси только началась. Первый электромобиль был ввезен сюда и поставлен на учет в 2013 году. Это был Nissan Leaf.
Однако это направление активно развивается. Компания «Белоруснефть» начала строительство сети электрических зарядных станций в РБ. Его завершение запланировано на 2021 год. К этому времени в эксплуатацию должны быть введены 40 станций.
В Беларуси работает государственный проект, в рамках которого к 2017 году было открыто 87 точек для зарядки электрокаров, а к 2025 году планируется построить 262 электрозаправочные станции
Но даже в таких условиях можно с легкостью пересчитать, сколько в Беларуси электромобилей. В 2017 году их было немногим больше 40 единиц на всю страну. К 2025 году эта картина не сильно изменилась, хотя шаги к улучшению ситуации все же предпринимаются.
Несмотря на такое мизерное количество электрических автомобилей, все же можно выделить наиболее популярные модели, учитывая, на каких электромобилях ездят в Минске:
- Nissan Leaf – самый популярный электромобиль в мире, в том числе и в Беларуси. Во многом такая популярность стала возможной благодаря низкой стоимости.
- Tesla Model S – стоит на втором месте. Она имеет довольно высокую стоимость, поэтому мало кто может позволить себе такую покупку. Но эта модель имеет ряд преимуществ, поэтому зажиточные граждане выбирают именно ее.
- Mitsubisho i-MiEV – ещё один доступный электромобиль, не получивший большой популярности в нашей стране. Однако благодаря низкой стоимости его можно встретить на дорогах Минска.
Это самые популярные модели. Помимо этих электрокаров, на дорогах РБ можно встретить и другие модели, такие как:
- Chevrolet Volt;
- Opel Ampera;
- Ford Electric и так далее.
В 2025 году запускается ряд проектов, которые должны помочь продвижению электромобилей в РБ. Так, один из автобусных маршрутов в Минске в скором времени станет полностью электрифицированным. А в 2025 году планируется начать серийное производство электромобилей «БелДжи». Также развиваются сети электрозапрвочных станций. Будем надеяться, что это только начало и в скором будущем количество электромобилей на дорогах значительно увеличится.
Производство электромобилей в Беларуси
Беларусь не может оставаться в стороне, когда весь мир активно переходит к экологически чистому виду транспорта. Помимо проектов по строительству электрозаправочных станций, запланировано собственное производство электромобилей в Беларуси. Причем сразу нескольких моделей от разных автомобильных компаний.
Первый электромобиль Беларусии на базе Geely
Выше мы уже упоминали о том, что в 2025 году планируется начало серийного производства первого белорусского электромобиля, который будет собран на базе Geely на предприятии «БелДжи». И хотя серийное производство запланировано на 2025 год, прототип уже представлен и мы имеем представление, что это за электромобиль.
Электрокар комплектуется 60-киловаттовым электродвигателем (эквивалент 81 л.с.). При этом максимальна скорость составляет 110 км/ч. Динамику разгона еще не замеряли, однако по ощущения можно сказать, что автомобиль довольно «резвый».
Точных данных о запасе хода также нет, однако известно, что этот показатель колеблется в районе 100-150 км.
Заряжать электрокар можно от обычной бытовой розетки, время полной зарядки составляет около шести часов. При этом разработано устройство для ускорения зарядки, которое сокращает время полной зарядки до четырёх часов
На данный момент прототип проходит всевозможные испытания. Стоит отметить, что все компоненты для электропривода производятся в РБ. Покупной будет только батарея.
Производство электрокаров в Беларуси в 2025 году
В то время, когда «БелДжи» только проводит испытания своего опытного образца электрического автомобиля, компания «Юнисон» уже приступила к сборке китайских электромобилей Zotye на территории РБ. Причем собираются сразу две модели:
- E 200 EV – двухместный городской электрокар, стоимость которого составит от 17000 долларов. Он оснащен 82-сильным электроприводом, который развивает крутящий момент в 165 Hm. Максимальная скорость составит 120 км/ч, а запас хода позволит проехать на одном заряде до 155 км. Заряжается батарея от обычной бытовой розетки за восемь часов.
- Z 500 EV – полноразмерный седан. Под капотом у него 129-сильный электропривод, который выдает 260 Hm крутящего момента. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 10 секунд, а максимальная скорость составляет 140 км/ч. При всем этом запас хода составляет 260 км.
Продажи данных автомобилей начались в мае 2025 года.
Ввоз электромобиля в РБ и его растаможка
Вопрос, сколько стоит растаможка электромобиля в РБ в 2025 году, довольно актуален. Несмотря на то, что в РБ налажено производство собственных электромобилей, этого недостаточно для удовлетворения потребности всех желающих приобрести «зеленый» автомобиль. Более того, многие предпочитают машины от проверенных зарубежных брендов, которых в мире довольно много.
Сама процедура ввоза не изменилась за последние годы, однако тарифы несколько раз менялись. Поэтому давайте подробнее рассмотрим, как растаможить электромобиль в РБ, сколько это стоит и что для этого нужно.
Стоимость растаможки электромобиля в РБ
Итак, один из важнейших вопросов – сколько стоит растаможка при ввозе в Беларусь. До 1 сентября 2017 года пошлина на ввоз легковых электромобилей составляла 0%.
Однако это касалось только таможенной пошлины: ставки НДС оставались в силе. Так что полностью бесплатно ввезти электрокар не получалось. Более того, этот закон действовал до сентября прошлого года. Теперь, как и раньше, мы имеем следующие тарифы (для физических лиц):
- Таможенная пошлина – 17% от таможенной стоимости.
- НДС:
- для электромобилей до 3 лет от даты выпуска – 54%;
- для авто от 3 лет – 20%;
- при стоимости выше 8,5 тыс. евро — 48%.
- Утилизационный сбор:
- для авто до 3 лет – 495 рублей (белорусских);
- для авто от 3 лет – 743 рубля.
Итак, со стоимостью все более или менее понятно. Но как пройти процедуру растаможки и что для этого нужно?
Порядок растаможки электрокара в РБ
Для начала давайте рассмотрим, какие документы потребуются для растаможки:
- Заявление о таможенной очистке на специальном бланке.
- Заполненная декларация в двух экземплярах.
- Договор купли-продажи с заверенными печатями. Если электромобиль был получен в наследство или в дар или путём обмена, то при себе нужно иметь соответствующие нотариально заверенные документы.
- Квитанция, инвойс или счет-фактуру, которая подтверждает стоимость электрокара для уплаты суммы НДС.
- Страховка на автомобиль.
- Техпаспорт на автомобиль с заверенной ксерокопией.
Для помощи в этих вопросах вы можете обратиться к опытному декларанту, который возьмет все юридические вопросы на себя. После предоставления всех необходимых документов сотруднику таможни и улаживания всех вопросов владельцу выдают паспорт транспортного средства, которое в дальнейшем должно быть зарегистрировано в органах государственной автомобильной инспекции.
Стоимость электромобилей в Беларуси
Выше мы рассмотрели, какие электромобили производятся или будут производиться в РБ в ближайшее время, узнали технические характеристики электромобилей. Но сколько же они будут стоить?
Если говорить об электрическом Geely от компании «БелДжи», то точная стоимость не объявлялась. Но известно, что она будет приблизительно вдвое выше, чем у бензинового аналога.
А вот компания «Юнисон» четко определила стоимость своих электромобилей:
- Zotye Z 200 EV – 17000 долларов США;
- Zotye Z 500 EV – 22000 долларов США.
В Беларуси не очень много официальных дилеров, предлагающих электромобили от заграничных производителей. Однако несколько лет назад честь стать первым официально ввезенным электромобилем в РБ выпала корейскому «зеленому» авто KIA Soul EV, который был предоставлен на тест-драйв всем желающим. После тест-драйвов дилер выставил автомобиль на продажу.
Цена KIA Soul в РБ составила 32000 долларов США. Также официально в республике можно приобрести El Lada, которая стоит вдвое дороже бензиновой Лады Калины.
Карта зарядных станций в Беларуси
Как уже говорилось выше, в стране активно развивается направление электромобилей, причём с государственной поддержкой.
Параллельно развивает свою сеть электрозаправок компания «Белоруснефть», которая к 2021 году планирует обеспечить 40 точек. Заправки для электромобилей в Минске можно найти на карте. Адреса всех электрозаправочных станций Гомеля вы сможете найти здесь.
За последние несколько лет сеть подобных зарядных станций заметно увеличилась, и в крупных городах их вполне достаточно для свободного перемещения на электромобилях. Причем на картах можно найти не только публичные (доступные) точки, но и станции для быстрой зарядки (DC Fast Charger), которые заряжают батареи постоянным током.
Будущее электромобилей в Беларуси
Сегодня можно сделать однозначный вывод о том, что РБ готовится к будущему, в котором электромобилям отведено особое место. Страна начинает собственное производство «зеленых» автомобилей, собирает на своей территории китайские электрокары и активно развивает сеть электрозаправочных станций. Конечно, есть у нас свои климатические особенности, но новые модели «электричек» вполне способны работать в самых разных условиях, в том числе и в наши суровые зимние морозы.
Более того, в компании «БелДжи» заявляют, что подавляющее большинство комплектующих для их электромобилей производится в стране, а это значит, что автомобиль будет стоить дешевле, чем привезенные аналоги. Также модернизируются производственные линии. Так что смело можно утверждать, что электрокары в Беларуси имеют довольно неплохие перспективы.
Есть и белорусские электромобили. Да, они уступают заграничным аналогам, но это лишь первые прототипы. Беларусь стоит в самом начале своего пути в электрическое будущее. При этом отечественные электромобили довольно доступны по цене, особенно если учитывать, сколько стоит ввоз заграничных.
Подводя итоги
Прогресс не стоит на месте, и электрокары на дорогах Республики Беларусь встречаются все чаще. Во многом это происходит благодаря развитию точек для зарядки такого вида транспорта, а также его преимуществам по сравнению с автомобилями с ДВС. И хотя РБ на данный момент находится в самом начале своего пути в этой области, темпы развития не могут не радовать. И хочется верить, что в скором будущем электромобили перестанут быть диковинкой и превратятся в обычный транспорт, доступный каждому.
«Маланка” — так будет называться сеть электроАЗС от “Белоруснефти”, и я был на презентации. Если вкратце, посыл такой:
Углеводороды — вчерашний день, особенно в стране без нефти и АЭС. Поэтому полная электрификация всей страны. И, утверждают, она состоялась. По утверждению “Белоруснефти”, расстояние между электроАЗС не превышает 90 км, даже если вы едете из Ольманского болота в Августовский канал. Я вот что-то не уверен! Но говорят, что правда.
С этого года будут делать только станции быстрой зарядки, где запас хода 35 км “заливается” за 7 минут.
Malanka – это и станции супербыстрой зарядки, где “полный бак” заряжается за 10-12 минут.
Главная проблема – машины с ДВС занимают места для зарядки электромобилей. Нужна помощь ГАИ!
В 2025-м году в Беларуси будет 100.000 электромобилей. Верю. Открытие АЭС, отсутствие пошлин на ввоз электромобилей, возможно и НДС отменят – словом, электромобиль грядет на смену дизельному “Пассату”.
В 2022 году будет около 640 зарядных станций по всей стране.
Словом, планов громадье.
Но проблема, на мой взгляд, одна — в стране нет дешевого электромобиля.
Нового дешевле 20.000$ в принципе нет, китайские Zotye заглохли так и не начавшись. Nissan Leaf сотоварищи к нам не возят, легально можно купить только электрический Jaguar. Он классный, но дорогой.
Поэтому рядовому белорусу как воздух нужна полная отмена всех налогов на подержанные электромобили. Как только машина с запасом хода 400 км начнет стоить 10.000$ – вот увидите, рачительный белорус пересядет на электромобиль. Ага, и еще сторожем устроится, чтобы на работе машину заряжать. Вот увидите, так оно и будет.
Иногда случаются вещи и похуже
Есть еще несколько недостатков